середа, 29 листопада 2017 р.

Написание слитно и через дефис сложных слов. 6 класс



Тема. Написание слитно и через дефис сложных слов.
Цель. Познакомить учащихся с правилами написания сложных слов; развивать творческое мышление,  навыки применения на практике полученные знания; воспитывать трудолюбие, ответственность за свои поступки.
Тип урока. Комбинированный.
Наглядность. Учебник, раздаточный материал, цветные карандаши.

 
Ход урока
I.  Организационный момент.
Учитель. Здравствуйте, ребята. У вас хорошее настроение? Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь мне. Спасибо. Начинаем наш урок.
Давайте настроимся на работу. (Дети повторят за учителем):
1. Я в школе на уроке
2. Сейчас я начну учиться.
3. Я радуюсь этому.
4. Внимание моё растёт.
5. Я, как разведчик, всё замечу.
6. Память моя крепка
7. Голова мыслит ясно.
8. Я хочу учиться,
9. Я готов к работе,
10. Я работаю.
Девизом нашего урока будут такие слова: «Мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем». Запишите число, классная работа.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Игра «Лови ошибку».
(Учитель задаёт вопрос по пройденному материалу, ученик исправляет ошибку или подтверждает правильный ответ).
- Правда ли, что сложными называются слова, состоящие из одного корня? (Нет. Два, реже три).
-  Правда ли, что сложные слова образуются префиксально-суффиксальным способом? (Нет. Они образуются в результате сложения основ исходных слов или целых слов).
- Правда ли, что при образовании сложных слов используются соединительные гласные И, А? (Нет. О и Е).
-  Правда ли, что сложносокращённое слово состоит из сокращённых основ? (Да).
-  Правда ли, что при образовании сложносокращённого слова роль играют морфемы? ( Нет.)
2. Проверка домашнего задания.
Словарный диктант. (Записать сложные слова. Назвать слова, от которых они образованы. Подчеркнуть соединительные гласные).
Сталевар, птицеферма, путеводитель, теплосеть, носорог, утконос, синеглазый.
III. Мотивация обучения.
(Подготовленный ученик читает стихотворение).
Я пришёл из школы.
Мамы дома нет.
Для меня оставлен
На столе обед:
Полкастрюльки супа,
Может быть, борща,
А на сковородке
Ровно пол-леща.
Был ли это полдник
Или был обед?-
Полкило варенья,
Полкило конфет,
Пол-арбуза с тортом,
Апельсин с халвой…
Я ещё не мёртвый,
Но полуживой.
И не ем уж полнедели,
И не сплю по полночей,
У моей стоит постели
Ровно пол-Москвы врачей.
Учитель. Найдите в этом стихотворении сложные слова. Как они пишутся? Обратитесь к учебнику, упражнение 133, с. 144. (Самостоятельная работа)
IV. Изучение нового материала.
1. Объяснение учителя.
Сложные слова, образованные путём сложения слов пишутся через дефис: инженер-конструктор, шкаф-купе, стоп-кран.
Сложные слова с соединительными гласными О, Е пишутся слитно.
2. Выявление восприятия.
Распределительный диктант.
Светлоголубой, военноморской, плащ-палатка, сенокосилка, старожил, выставка-продажа, платье-халат, генерал-майор, кашевар, мухоед.
3. Работа с учебником, с 144, Теория В.
Задание. Прочитайте. Составьте алгоритм «Правописание сложных слов с пол-, полу». (Дети составляют алгоритм, потом демонстрируют, объясняют, приводят примеры).
4. Орфоэпическая разминка.
Рубрика «Сравните», с.144.
5. Физкультминутка.
Дружно все ребята встали.
Руки кверху все подняли.
Сладко-сладко потянулись.
Влево, вправо повернулись.
Раз – нагнулись, два – нагнулись.
Отдохнули. И опять
Станем знаниям внимать.
V. Закрепление изученного материала.
1. Творческий диктант.
Игрок, который играет в защите справа (полузащитник); работал до 12 часов дня ( до полудня); короткие сапожки (полусапожки); выше на вторую часть головы (полголовы); прожито половину жизни (полжизни); отрезал половину апельсина (пол-апельсина); съел половину яблока (пол-яблока).
2. Перевод с украинского языка на русский.
Учебник, упражнение 316.
VI. Работа над развитием речи.
1. Творческое упражнение. Допиши (устно) текст.
(Учащимся предлагается на выбор тексты. Первый – любителям кошек, второй – художникам).
1. Кошки — самые удивительные домашние животные. Они бывают хитрые и …, ласковые и …, пушистые и …, одноцветные и … . У нас дома живет кошка ... . Мы ее так назвали, потому что она похожа на….  Ей уже ... лет, но она все еще … . У нашей кошки очень (какой?) характер. Она любит (что делать?). (К кому) у кошки особое отношение, она (что делает?). Мне кажется, что нашей домашней любимице нравится жить у нас, потому что … .
2. Зима — очень красивое время года. Мне очень нравится её (какой?) снег, яркое и (ещё какое?) солнышко и украшенные (чем?) деревья. Кроме того, зима — весёлое время года, потому что можно ходить (куда?), кататься (на чем?). Люблю лепить (что?) и люблю ходить (куда?), любоваться (чем?).
VII. Итог урока.
Учитель. Урок завершён. Что нам удалось? Над чем ещё нужно поработать?  Перед вами знаки препинания ! ? , . : … С их помощью оцените наш урок, свои достижения, активность.
VIII. Домашнее задание.
Подготовиться к контрольной работе.

Немає коментарів:

Дописати коментар