середа, 29 листопада 2017 р.

Правописание не с наречиями. 7 класс




Тема урока.  Правописание не с наречиями.
Цели урока. Повторить правописание НЕ с частями речи, изученными ранее; познакомиться с орфограммой «Правописание НЕ с наречиями»; развивать логическое мышление, внимание, орфографическую зоркость; воспитывать трудолюбие, интерес к русскому языку.
Тип урока: урок изучения  нового материала.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, учебник русского языка, раздаточный материал.

Ход урока
I.Организационный момент.
Учитель. Здравствуйте, ребята.  Давайте поздороваемся и улыбнемся друг другу, и будем работать дружно и весело.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Опрос.
- Скажите, пожалуйста, ребята, какой раздел науки о языке мы сейчас изучаем?
- Что изучает морфология?
- А какую часть речи мы сейчас изучаем?
- Что мы знаем об этой части речи? Приведите примеры.
- Найдите в предложении К уроку русского языка я подготовился основательно изучаемую часть речи. Докажите, что это наречие.
- Какой раздел языкознания изучает правописание слов?
2. Сообщение темы, целей урока. (Слайды 1, 2).
3. Повторение изученных орфограмм.
Учитель. Внимание на слайд. Прочитайте текст. Найдите наречия, объясните правописание. (Слайд 3).
По - зимнему молчит лес. Хлопья снега падают редко - редко. Не скрипнет ни одна веточка. Справа и слева от опушки стоят великаны сосны в хлопьях снега. Неожиданно поднимается буря и срывает снег с деревьев. Небо сплошь закрыто тучами.
Учитель. Как вы усвоили  орфограмму О, Е на конце наречий, узнаем, написав цифровой диктант.      
Учитель.  Вам нужно вставить букву – О, - Е на конце наречий. Если вы    вставляете букву – О, пишете в тетрадь цифру 1,  если – Е – 2. Работаем по вариантам.
Цифровой диктант
    I в                                                                   II в
 Горяч…              (1)                                    певуч…            (2)
 Блестящ…                   (2)                                   неуклюж…       (2)
 Свеж…               (1)                                   хорош…          (1)
 вообщ…             (2)                                   ещ…                 (2)
Учитель.  Назовите цифры – код I варианта. Код  II варианта. Проверьте себя.
(Слайды № 4, 5). Ключ к цифровому диктанту.
Учитель. Ребята, внимательно посмотрите на слайд и расскажите о правописании НЕ с разными частями речи. (Слайд 6).
(Желающий отвечать ученик  с указкой подходит к слайду и рассказывает о написании не с разными частями речи, обращаясь к примерам на слайде).
III. Подведение учащихся к восприятию нового материала.
Учитель.  Ребята, исходя из темы  урока, давайте определим, какая задача стоит перед нами?
IV. Изучение нового материала.
Учитель.  Внимание на экран. (Слайд 7)  Примеры слитного и раздельного написания не с наречиями. (Объснение учителя)
Учитель.  Какой мы можем сделать вывод о написании не с наречиями, опираясь на уже известные нам правила? Когда не с наречием  пишется слитно, а когда – раздельно?
(Желающий(1) идет рассказывать по слайду, а ученики записывают примеры в тетради)
Слитно:
1. Природа неслышно живет вокруг нас.
2. Кто-то неуклюже пробежал через дорогу.
(Идет другой ученик)
Раздельно:
1. Новые открытия в лесу происходят не редко, а часто.
2. Идти по знакомой лесной тропинке ничуть не страшно;далеко не интересно; вовсе не далеко; нисколько не жалко).                  
Учитель.   Ребята, давайте познакомимся с дополнительной теоретической информацией по правилу. (Слайд 8).
 (Объяснение учителя.)
Всегда раздельно пишем не с наречиями:
3) если наречие в сравнительной или превосходной степени:
говорил не медленнее ;
4) если наречие пишется через дефис:
поступил не по-товарищески;
5) если наречие не оканчивается на –О, -Е:
вникал не сразу (не на –О, -Е)
Записываем в тетради
Учитель.  А теперь поработаем с учебником, открываем его на странице 263 и читаем правило.
IV. Закрепление материала.
1. Работа с учебником.  Упражнение 527 Один ученик работает у доски, остальные ребята работают в тетрадях . (Учитель во время работы детей ходит между рядами, обращает особое внимание на работу слабых учеников).
2. Распределительный диктант. (Два ученика работают у доски, остальные – в тетрадях. Один ученик записывает не с наречиями слитно, другой – раздельно).
Негромко произнес;
невзрачно оделся;
вовсе не глубоко нырнул;
поступил не по-товарищески;
вытер не досуха;
Прочитал не меньше;
не медленно, а быстро.
3. Тест  «Слитно или раздельно»
1 вариант
1. (Не) долго той земле стоять, где начнут уставы ломать.
2. Я (не) навижу обман.
3. День был (не) жаркий, а прохладный.
4. Идти по незнакомой дороге было отнюдь (не) страшно.
5. Справа от нас, (не) далеко, а близко журчал ручеек.
6. На столе лежало (не) прочитанная мною книга.
7. Без труда (не) выловишь и рыбку из пруда
8. Надо только помнить, что если мы будем (не) брежно относиться к этому
миру, то погибнем сами.
9. День выдался (не) по-зимнему теплый.
10. Учеба (не) забава, а труд.
11. Вглядываясь в окружающий нас мир, мы делаем (не) обыкновенно
интересные открытия.
12. И навестим поля пустые, леса, (не) давно столь густые, и берег, милый
для меня.
II вариант
1. (Не)  имей сто рублей, а имей сто друзей.
2. Не) торопливо течет широкая река.
3 .Сегодня (не) холодно, а тепло.
4. И навестим поля пустые, леса, (не) давно столь густые, и берег, милый для
    меня.
5. (Не) обыкновенно суровы зимы в Якутии.
6. (Не) правда служит злу.
7. День выдался (не) по – зимнему теплый.
8. Идти по незнакомой дороге было отнюдь (не) страшно.
9. Нельзя относиться (не) брежно к природе.
10. Путники вели между собой (не) торопливый разговор.
11. На столе лежала (не) прочитанная мною книга.
12.Учение свет, а (не) учение – тьма.
(Ребята меняются работами и производят взаимопроверку теста).
Слайд № 9. Ключ
Физминутка.  (Слайд № 10)
Дружно все ребята встали.
Руки кверху все подняли.
Сладко-сладко потянулись.
Влево, вправо повернулись.
Раз – нагнулись, два – нагнулись.
Отдохнули. И опять
Станем знаниям внимать.
Учитель.   Ребята, были в стихотворении наречия? Назовите их.  Часто ли мы употребляем наречия в речи? По частоте употребления наречия занимают 4 место ( после существительного, глагола, прилагательного).
V. Рефлексия.
Учитель. Ребята, какую роль выполняют наречия в нашей речи?                   Писатель М. Горький так сказал о наречиях: «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной». (Слайд № 11) Наречия обогащают нашу речь. И очень важно, ребята, чтобы вы правильно употребляли их в своей речи.
Задание. «Исправь ошибку». (Слайд № 12).
1.     Платье ужасно красиво.
2.     Вперед подумай, потом отвечай
3.     Автор повести очень прекрасно изобразил природу.
4.     Пиши более разборчивее.
5.     Обратно пошёл проливной дождь.
VI. Подведение итогов урока.
Учитель: Ребята, мы работали на уроке быстро, умело, внимательно, четко,                   старательно. И думаю, нам не было грустно, тоскливо, печально, а главное – скучно. Мы все выполняли дружно и весело. Ребята, дайте оценку сегодняшнему уроку, употребив наречия в своем ответе.
VII. Слайд № 13.
 Учитель: Ребята, я благодарю вас за работу. Удачи вам.
                           Учитесь крепко,
                            Живите дружно
                                          М.Горький

























Немає коментарів:

Дописати коментар